"Вечера на хуторе близ Диканьки" разыграли в Курганской драме.

  Этот спектакль, безо всякого преувеличения, стал событием в культурной жизни города. Весь месяц при аншлагах, притом, что были объявлены дополнительные дни, когда курганцы могли насладиться этой яркой, динамичной и захватывающей постановкой. Давно на сцене курганского драмтеатра не было такого веселья и куража!
Предлагаем вашему вниманию интервью редактора интернет-портала 3522.ru , которое он взял ещё накануне премьеры у режиссёра спектакля.



Подходит к концу очередной театральный сезон. И под финальный занавес курганского зрителя хотят побаловать известной и уже любимой несколькими поколениями рождественской сказкой "Вечера на хуторе близ Диканьки". По мотивам бессмертного произведения Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством". И, хотя зима в этом году нас итак "любила" дольше обычного, уверен, что на премьеру ТАКОЙ зимней сказки в театр придёт, как говорится, и стар, и мал! Режиссёр спектакля - Ирина Зубжицкая - вновь иногородний, на этот раз из Санкт-Петербурга, хотя ставит свои спектакли она во многих городах. В Кургане Ирина Валерьевна впервые. И по устоявшейся уже традиции разговор наш был не только о будущем спектакле.

Встретились мы в зрительном зале, буквально сразу после одной из репетиций спектакля. Режиссёр даже не успела отойти от своего рабочего столика. Только что ушли за кулисы актёры, но в зале уже кипела работа других служб. Монтировщики что-то колотили, собирали, заносили-выносили. Тут же колдовал над театральными софитами осветитель. Я положил на столик свой диктофончик.

- Я закончила Санкт-Петербургскую театральную академию в 2001 г. (защитила диплом СПбГАТИ - бывший ЛГИТМиК - прим. Д. Звонко). Набирал наш курс Мар Владимирович Сулимов. К сожалению, он умер вскоре и со второго курса мы уже стали обучаться у другого педагога - Геннадия Рафаиловича Тростяне́цкого. Закончила курс по специальности «режиссёра драматического театра». Учились мы долго, в связи с тем, что у нас менялся мастер . Наш курс участвовал в проекте росссийско-американском. По записным книжкам Мейерхольда делали мы "Ревизор". Мы довольно много времени на это потратили. Ездили в Америку, Голландию и т.д. Очень много тренингов у нас было в ходе этого проекта.

- А кто ставил эту постановку? Наши режиссёры?
- Геннадий Рафаилович Тростянецкий с американским режиссёром. Вместе. Но по запискам Мейерхольда Всеволода Эмильевича, по его режиссёрской партитуре. В Америке мы играли этот спектакль в Йельском университете. Там прямо при этом университете есть стационарный театр для Йельской школы драмы. А потом в Голландии мы тоже довольно долго жили. Это совместный проект. Американцы играли на английском языке, мы играли на русском. Потом поменялся немножко состав и мы снова ставили этот спектакль за границей на следующий год. Это занимало много времени и сил. Поэтому и получилось, что мы проучились в общей сложности 7 лет. Почти, как врачи, получается.
Однокурсники у меня замечательные. Многие из них ставят спектакли по всей стране, например, Володя Золотарь. Это уже довольно известное имя - лауреат "Золотой маски" и т.д. и т.п. Но лично у меня "Золотой маски" нет.

Потом я стала ездить, как ставящий режиссёр, по «городам и весям». Ставила спектакли в Орле, Уфе, Вологде, Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде… И на малой сцене ставила, и на большой. И работала в частном театре "Зоопарк" нижегородском. Там замечательные артисты и очень интересно с ними было работать.

- Для наших молодых читателей, наверное, стоит пояснить, что, хотя вы учились на режиссёра, в институте вам видимо приходилось много играть, как актёрам, чтобы иметь представление об этой профессии. И за границу вы ездили играть в спектакле ведь, как актёры?
- Разумеется. Мы много играли, конечно. С самого начала. Помимо теоретических предметов, есть профильный,основной предмет- режиссура. Отдельно - актёрское мастерство и отдельно - режиссура. Две оценки разные выставляются. И я считаю что, благодаря тому, что пришёл нас учить Геннадий Рафаилович Тростянецкий и благодаря тому, что он со второго курса начал огромное количество тренингов актёрских проводить (это помимо режиссёрских!), у нас как-то все играющие были режиссёры. Но потом артистом никто из моих однокурсников всё равно не стал - все режиссёры .

- Раньше, в советские времена, было чёткое распределение в ВУЗах. У вас как это было? Кто к какому театру пристроится?
- Вопрос пристройства у нас не стоит. Быть очередным режиссёром, или главным - это очень большой «геморрой». Институт главного режиссёра сейчас уходит. К сожалению. А театр держится как раз на главных режиссёрах. А что это такое - денег немного, а ответственность большая. Это бесконечные проблемы и отдача не такая как хотелось бы. Потому что приезжему режиссёру легче. Он приехал и ... уехал. Он, конечно, отвечает за то, что сделает, но ему не нужно пасти постоянно ситуацию, вникать в неё, в то, что происходит в театре и т.д., думать о том, кому дать роль, у кого давно уже ролей не было. На что артисты живут, насколько реализуют свои возможности…Приезжий режиссёр ни о чём таком не думает и это сильно облегчает ему жизнь.



  Раньше институт главных режиссёров был приблизительно трёхгодичный. Т.е. брали режиссёров, ставили их главными в какой-то театр, а через три года перебрасывали в другой театр. И такая вот ротация режиссуры была по всей стране. Конечно, можно было, точно также, как и сейчас, не работать в каком-то одном театре. Что и выгодней, и интересней. Если, конечно, у человека нет задачи создать какой-то свой театр. Тогда, наоборот, ему надо оставаться на месте, растить труппу, воспитывать прямо "с нуля", набирать студентов и под себя всё это делать.

У меня такой задачи не было, но между тем мне удалось поработать главным режиссёром 5 лет в Ивановском драматическом театре. Иваново - город побольше, чем Курган, но... также плохообеспечиваемый. Мне, честно говоря, этой радости хватило, потому что очень большая проблема, когда людям мало платят. Это раз. А, во-вторых, очень большая проблема, когда не дают денег на постановки. Вообще, это, конечно, государственная обязанность. А сейчас такое количество непрофессиональных чиновников! В области культуры особенно. Почему-то считается, что управлять культурой способен каждый. В результате они (чиновники) не понимают, ЧТО это и ЗАЧЕМ это. Тем более, что на культуру отпускается крайне мало средств государственных... Поэтому они - хотят - дают деньги, не хотят - не дают деньги. А театр, вообщем-то недешёвая вещь-то!.. Костюмы, декорации, оборудование, исполнители работ...

- Как бы то ни было, театр, в какой-то степени, это производство. Особенно сейчас, нет?
- Это в большой мере - производство. Это, разумеется, и творческий процесс, но обеспечивает этот творческий процесс огромная машина. И почему актёры должны получать меньше, чем уборщица?! А ведь впахивать в театре приходится, порой, круглосуточно. Потому что это - служение. Потому люди только неравнодушные могут работать в театре...

(в это время чуть ли не прямо на нас стали опускать огромную металлическую рамку с театральными софитами, осветитель стал менять фильтры на светильниках. Мы убедились, что на нас ничего уже не свалится сверху и продолжили беседу).

- Ирина Валерьевна, Вы, поставив уже столько различных спектаклей в разных театрах, поневоле стали разноплановым режиссёром. Но, может, есть у Вас какие-то предпочтения? В каком жанре Вам больше нравится ставить?
- Я думаю, что если режиссёр не занимается какой-то студийностью и выработкой языка какого-то своего, не должен быть одноплановым режиссёром. Разные пьесы, разные жанры. Соответственно - разные задачи, разные высказывания. А вот то, что театры разные - это никакого значения не имеет. Есть определённые условия, по которым работают артисты в профессиональных театрах. Есть задачи, которые они выполняют. Насколько это интересно, или неинтересно - другой вопрос. А по поводу «одинаковости» режиссёрской - так это - штампы. Ну, можно сказать, язык режиссёрский. Когда одним способом всё решается. Мне кажется сейчас, что в принципе ничего невозможно без иронического отношения. Это не значит, что всё нужно простёбывать, прикалывать и т.д. Но ирония по отношению к себе и к высказываемому должна существовать. Независимо от задачи.

- В вашем новом спектакле в Кургане будет прослеживаться эта ирония?
- Ну, вообще-то в афише написано, что это «сказка для взрослых». Как-то грустно видеть сказку без иронии. Мне бы хотелось, чтобы нам удался некий иронический взгляд. Но это ведь не значит, что всё должно намазываться «у нас тут с юмором». Ну а, с другой стороны, как без иронии-то?

- Вы уже ставили этот спектакль?
- Нет. Я не ставлю спектакли два раза. Исключение – «Странная миссис Сэвидж». Два раза я поставила только этот спектакль. И то в совершенно разных театрах и один спектакль был не сильно похож на другой.

- Зрителям постарше, конечно, в первую очередь вспоминается замечательная советская комедия «Вечера на хуторе близ Диканьки», которую поставил мастер, мэтр киносказки Александр Роу. По своему же сценарию. Какой сценарий используете Вы в своём спектакле?
- Сценарий - это в кино. У нас инсценировки. Т.е. специальное переложение для театра. У нас инсценировка современного драматурга Олега Багаева по Николаю Васильевичу Гоголю. И надо понимать, что это всё-таки инсценировка Олега Багаева, а не Гоголь. Это хороший драматург, достаточно известный уже. Но лично я с ним не знакома. Т.е. у нас будет... игра в Гоголя, скажем так.

- Вы в Кургане уже второй месяц? Как вам первые впечатления от нашего города и от труппы нашего драмтеатра?
- Да, я почти месяц у вас. 7-го числа будет ровно месяц. Первое впечатление - грязно дико! Грязь прямо летает, клубится. Это при том, что я в центре города живу. Потом совершенно жуткое впечатление на меня произвели все учреждения культуры, которые я увидела. Музей, например (выясняется в ходе разговора - Художественный). В такой бедности живут ваши предприятия культуры, что просто должно быть позорно и стыдно!..

(Переключает моё внимание на пол в зрительном зале театра)
- Посмотрите на этот пол - в сельских клубах сейчас полы лучше! А у музея вся стена в трещинах. Художники наши пошли в этот музей. Так там в это время помимо выставок проходило... занятие детского танцевального кружка - это что такое?! А с другой стороны, судя, по состоянию их стен, за счёт чего ещё они должны выживать?! Видно, плевали на них с высокой башни!..
Это первые впечатления такие были. Потом я увидела вашего губернатора - нормальный дядька. Только в его интересы учреждения культуры, видимо, вообще не входят почему-то. А ведь город от деревни отличает театр вообще-то! А не ночной клуб или ещё что-то. Есть театр в городе - это город, нет - деревня...
/Редактор интернет-портала 3522.ru Звонко Дмитрий, фото Александра Алпаткина/

/Весь материал был опубликован на нашем интернет-форуме Там же можно оставить свои отзывы и комментарии об этом спектакле./


---
 
По теме
Дорогие ребята, какие книги вы любите читать? Писатели и поэты написали для нас много интересных книг.
Сотрудники полиции напоминают гражданам: получив от вышестоящего руководства сообщения с просьбой о содействии каким-либо третьим лицам, следует проявлять бдительность.
… - так звучит девиз Всемирного дня воды, который отмечается 22 марта. Поэтому мастер-класс, приуроченный к этому празднику,
... под таким названием прошла встреча старшеклассников СОШ № 3 с авторами стихов и прозы, в рамках Дня поэзии и традиционной Недели детско-юношеской книги.
В Кургане утонул рыбак - Новый мир Фото из группы «Спасатели Кургана» в соцсети «Вконтакте». На реке Черная в 11 микрорайоне Кургана рыбак ушёл под лёд.
Новый мир
Курганцев предупреждают о возможном половодье и пожароопасном сезоне - Курган и курганцы Проводятся рейды по семьям, находящимся в социально-опасном положении В преддверии возможного половодья и пожароопасного сезона в Кургане сотрудники отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану,
Курган и курганцы