Круглый год – Новый год!

Нажмите для предварительного просмотра изображения
Фото: zauralonline.ru

Как и когда празднуют начало года народы России.

Мы привыкли отмечать наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января, однако этой традиции в России уже более трёхсот лет – такая дата была установлена Петром I в 1700 году. Между тем народы нашей страны до сих пор празднуют Новый год в разное время и разными способами.

Летом

Эвенки (таёжный народ, в основном охотники) свой национальный праздник Бакалдын отмечают в начале лета, с первой кукушкой и началом цветения природы. Его название переводится как «встреча» – встреча лета и нового года, людей, семей и племен после долгой зимы. Начинается праздник с обязательного обряда «Чичипкан» – эвенки проходят через «небесные ворота» из длинных палок, а после очищают душу и тело дымом багульника. Потом кормят огонь, следом за огнем – реку, чтобы в ней всегда было много рыбы, а на заходе солнца шаман просит у духов счастья для всех людей на Земле.

Эвены (тундровый народ, в основном оленеводы) отмечают Новый год в летнее равноденствие, когда Луна и Солнце встречаются друг с другом – в этот момент умирает старый год и рождается новый. Традиционный праздник Хэбденек (Веселье) начинается с ритуала «Встреча стойбищ», после идут зажжение, кормление огня и обращение к нему, обряд «Лебеди» и ритуал «Дэлбур». Во время ритуала эвены загадывают желание и повязывают ленточки на особую веревку – дэлбургэ. Завершается праздник круговым танцем – хэде. По поверьям, в этот день открывается дверь в верхний мир, высшие силы могут услышать просьбы и желания людей.

Якуты тоже традиционно встречали Новый год в день летнего солнцестояния, но после Великой Отечественной войны из-за совпадения дат праздник отмечают в июне, в зависимости от улуса и графика выходных. Праздник Ысыах разграничивает собой прошлое и будущее, отделяет

старое и новое. Он связан с культом плодородия и солнечных божеств, олицетворяет встречу лета, пробуждение природы. В древности он также был скотоводческим праздником, так как это было время приплода скота и изобилия мяса и молока.

Главное событие праздника – круговой танец осоухай, знаменующий собой замкнутый жизненный круг. Танцующие держатся за руки и двигаются по ходу солнца. Ысыах сопровождается множеством обрядов и молений, кумысопитием, танцами, народными играми и конкурсом сказителей – олонхосутов.

Зимой

Вепсы. Новый год у них наступает в многодневный праздничный период – от Рождества Христова до Крещения, который называется Syndyma. Вепсы верят в магию первого дня: все, что произойдет в первый день, распространится на весь год. Поэтому, если не хочется убытков, в первый день нельзя ничего отдавать из дома, не хочется потерять скот – нельзя выбрасывать навоз из хлева. Если в первый день дом посетит мужчина, это хорошо, если женщина – плохо. В вепсских деревнях женщины ранним утром старались успеть первыми к колодцу: считалось, что первая зачерпнувшая воды женщина весь год будет собирать больше всех сметаны и сливок.

Чукчи встречают Новый год в самую длинную ночь в году – с 21 на 22 декабря. Праздник называется именем восходящей в эту ночь звезды Пэгытти, которая знаменует начало нового года, так как световой день с этого момента начинает прирастать. В эту ночь чукчи разжигают ритуальный костер с помощью священной «огнивной» доски, которая по форме напоминает человека с привязанными на шею веревочками с фигурками оленей. Доска является воплощением идеи об охране стада. У каждой семьи она своя: передавать добытый с помощью доски огонь можно только родственникам, иначе семью ждет горе. Чукчи танцуют вокруг жертвенных костров и исполняют песенные речитативы с пожеланиями добра и света.

Обязательным обрядом на Новый год у чукчей является жертвоприношение – они наполняют салом и жиром небольшие кожаные чашки и задабривают злых духов. В эту ночь запрещается думать о плохом – встречать праздник нужно только с добрыми пожеланиями, и тогда весь следующий год будет удачным и полным радости.

Осенью

Поморы отмечают Новый год по старой славянской традиции 14 сентября. Это месяц прекращения полевых работ, возвращения с моря и начала осенней поморской торговли. Одно из главных действ поморского Нового года в Архангельске – зажжение маяка. Процессия под колокольный звон направляется к Северной Двине и зажигает маяк, после чего раздается пушечный выстрел, оповещающий о приходе осени и наступлении Нового года. Весь праздничный день поморы держат двери открытыми, чтобы счастье беспрепятственно вошло в их дома. На порог кладут старый веник – килу – как символ уходящего года: каждый перешагнувший через него очищался от всего плохого.

Евреи свой Новый год называют Рош ха-Шана (Голова года) и отмечают два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей (сентябрь или октябрь). Это период, когда евреи не только готовятся к Новому году и дарят друг другу подарки, но и анализируют свои поступки за прошедший год. На праздничный стол ставят блюда, символизирующие пожелание полного счастливого года: рыбу как символ плодородия, сладкую халу с изюмом для здоровья и обильности года, яблоки с медом.

Весной

Ханты и манси не связывают Новый год с зимой – издревле они празднуют его в конце марта – начале апреля. Вестником наступающего года у них является ворона – первая птица, которая прилетает на Север и своими криками пробуждает природу. Для крылатого вестника вручную готовят гнезда из веток, камышей и лент: чем больше гнезд, тем добрее будет птица. В Вороний день (Вурна хатл) ханты и манси готовят пищу на костре, молятся духам и кланяются березе – символу женщины. На дерево повязывают ленточки – подарок богу Торуму, который обязательно исполнит одно желание. На Вороньем празднике исполняются традиционные мансийские танцы – «Куринька», «Акань, акань», «Ойкаикв».

Буряты, калмыки и тувинцы вместе с остальными буддистами отмечают Новый год по лунно-солнечному календарю в первое весеннее новолуние, которое обычно выпадает между январем и мартом. В Бурятии праздник носит имя Сагалгаан (Белый месяц), его встречают с чистыми мыслями и белой пищей: молоком, творогом, сметаной, брынзой и курунгой (национальный кисломолочный напиток). Перед Новым годом буряты

трапезничают в кругу семьи, а после начинается хождение в гости с поздравлением соседей, друзей и родственников. Традиционное блюдо этого праздника – буузы, большие пельмени с отверстием в верхушке, которые едят исключительно руками.

Адыги. Черкесский Новый год наступает в весеннее равноденствие, в ночь с 21 на 22 марта, в период, когда оживает природа. В древности наступление Нового года соотносили с появлением на небе созвездия Вагъуэбэ, а позже выяснилось, что его появление совпадает с весенним равноденствием. Этот период у черкесов называется «Гъэрэ щlырэ зэхокl» (Разделение лета и зимы). Новый год раньше праздновали с приношением в жертву черных петухов, черных барашков или черных бычков, олицетворявших собой темные силы, а весь ритуал знаменовал победу светлых сил над темными. Обязательно на открытом огне разогревался жир, распространяя запах. Новый год считался наступившим, когда старшая женщина разрезала положенные один на другой три обрядовых пирога. Завершался праздник сакральным танцем «Удж» – хороводом с обрядовым значением.

Тюрки. У татар, башкир, таджиков, казахов и других тюркских народов традиционный Новый год называется Навруз и отмечается в дни весеннего равноденствия. Это древний земледельческий праздник, до наступления которого нужно отдать все долги, как следует прибраться в доме и выстирать всю одежду, особенно детскую, потому что вода смывает всё плохое.

Одним из символов Навруза является сумаляк – блюдо из пророщенной пшеницы. Женщины пекут печенье в форме птиц, чтобы дети потом кормили им прилетающих с юга пернатых. На праздничный стол полагается ставить столько свечей, сколько в доме членов семьи, и запрещается их гасить – они должны догореть до конца.

Несмотря на различие новогодних традиций и бережное отношение к ним, российские народы с удовольствием объединяются в ночь на 1 января и вместе отмечают общий Новый год.

Подготовила Татьяна Маковеева.

Использован ресурс портала «Национальный акцент».

 
По теме
Уважаемые земляки! Приближается самый волшебный и яркий праздник – Новый год!
Пчелы - это не только ценный мёд - Газета Куртамышская нива Жидкое золото Куртамышского округа Снег грудится высокими намётами, кое-где, под желтобокими соснами, он вырван затяжными ветрами.
Газета Куртамышская нива
Пожилые люди не должны быть одиноки - Газета Куртамышская нива Новые формы социального обслуживания граждан пожилого возраста В нашем округе достаточно много пожилых людей, и, к сожалению, иногда они остаются совсем одни.
Газета Куртамышская нива
Судебные приставы пресекли побег пациента курганской психоневрологической больницы - УФССП Судебные приставы по ОУПДС Азамат Байсакалов и Юрий Сербиенко помогли сотруднику Курганской областной психоневрологической больницы предотвратить побег пациента после заседания суда.
УФССП
В селе  Прилогино  Лебяжьевского муниципального округа  установят новый модульный фельдшерско-акушерский пункт Работа по совершенствованию оказания первичной медико – санитарной помощи населению Курганской области продолжается.
Петуховская ЦРБ
О чём писала газета - Газета Куртамышская нива Вспоминаем историю Газета «За изобилие» от 22 марта 1975 года №3                                   Профсоюзная жизнь.
Газета Куртамышская нива