Взволнованные зрители не сдерживали слез и оваций
«Нет повести печальнее на свете...». Эти слова можно с полным основанием отнести не только к шекспировской трагедии, но и к самой легендарной истории вечной любви 15-летней дочери испанского губернатора Кончиты к русскому графу и исследователю новых земель Николаю Резанову.
Театр Алексея Рыбникова привез в Курган авторскую версию знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось». И в который раз зал замирал в восхищении перед прекрасной и торжественной, страстной и божественной музыкой, мощью и энергетикой актерской игры, глубочайшим погружением в образы. И снова бежали мурашки по коже при встрече с бессмертным музыкальным творением Рыбникова, бесподобными стихотворными строками Андрея Вознесенского и легендарной историей исканий, бед и подвигов духа, историей любви и бесконечного ожидания.
Все строчки гениального произведения заучены наизусть еще со школьной скамьи – сколько раз девчонками мы пели их с с придыханием и набегающими на глаза слезами! Вот и здесь многие из чувствительных зрительниц не сдерживали слез, сочувствуя метущейся душе российского героя, его несложившейся судьбе и несвершившейся любви прекрасной Кончиты, ожидавшей возлюбленного 35 печальных лет.
Уже более двух столетий пролетело со времени истории о неудавшейся морской экспедиции к берегам Америки, но теми же вопросами задаются новые поколения, те же проблемы волнуют сегодняшних молодых: «Российская империя – тюрьма, но за границей та же кутерьма», «чужда чужбина нам и скучен дом, расформированное поколение, мы в одиночку к истине идем».
Так же на пути свежий идей и прогресса встают чиновники-крючкотворы. В спектакле такого перестраховщика и конформиста убедительно играет Николай Дроздовский (в другом составе он также исполняет роль Резанова, и курганцы видели его в этой роли в первый визит театра). Графа Резанова на самой высокой ноте (во всех смыслах) в нынешний приезд сыграл Валерий Анохин.
Хореография динамична, современна, стремительна – в минималистичном оформлении сцены (железный каркас с натянутыми канатами) актеры летают и падают, сплетаются в клубки и расходятся, разрывая нити судеб. Канаты – натянутые паруса, натянутые нервы, шторы дворца и виселицы рока.
Режиссер спектакля Александр Рыхлов, он же исполнитель роли испанского губернатора, возражает против определения «рок-опера»: «В этом произведении есть элементы рок-культуры, но в том числе и городской романс («Белый шиповник», «Ты меня на рассвете разбудишь»), много духовной музыки».
Постановку Рыхлова посмотрели и одобрили и Рыбников, и Вознесенский, и исполнитель главной роли в легендарном ленкомовском спектакле Николай Караченцов, не однажды приходивший посмотреть на коллег. Как утверждает режиссер, он ничего не изменил в оригинальной версии композитора, не опустив ни одного слова и ноты. И настаивает, что его мистерия не похожа на знаменитую ленкомовскую постановку: «У нас разные точки зрения на одно и то же. Наш спектакль про другое. Это не мелодрама, хотя любовная линия, безусловно, важна, но основной мотив – это поиск себя, своего места в этом мире, поиск Бога в себе, фактически это про богоискание. Суть «Юноны и Авось» звучит в самых первых строках: «Господи, услышь меня!». И дальше: «Родина, услышь мя!». И только потом «Кто-нибудь, услышь мя, услышь мя, кто-нибудь!» - это уже про Кончиту, про любовь и вообще про близкого человека. Здесь три составляющих: отношения с Богом, с Родиной и с людьми».
Поиски гармонии и любви на сцене заканчиваются пронзительными строками – обращением к людям планеты: «Я вас умоляю о согласьи, без согласья смысла в жизни нет!». И во славу любви звучит «Аллилуйя!». А на «бис» и под неумолкающие овации нежнейшее признание - «Я тебя никогда не забуду!».
Фоторепортаж Александра Алпаткина.