«Мечта о полете…» не кончается

Мы завершаем рассказ о III Международном фестивале «Мечта о полете». Кажется, только вчера по улицам нашего города прогуливались делегации из Азербайджана, Турции, Японии, Чехии, но вот театр опустел, стихли голоса, остались только яркие впечатления и небольшие комментарии.

Подсматривание за подсматривающим

Среди очередных потрясений новая фестивальная постановка нашего «Гулливера» - «Panopticon». Режиссура и музыкальное оформление – творческий плод пары из Германии Михаэля Вогеля и Шарлотты Вильде. Премьера состоялась практически на фестивале. Курганский зритель увидит эту работу, как обещано, в будущем сезоне.

Постоянное без пауз, кажущееся хаотичным действие, трансформации, отсутствие сюжета, непонятные вкрапления внутренних монологов князя Андрея из «Войны и мира» Толстого, перфомансы с водой и бумагой, странные тончайшие куклы, музыкальные и шумовые эффекты… Кажется, продолжать можно бесконечно. В сменах эпизодов нет явной связи, у каждого момента своя задача. Вот сюрреалистические картинки с наблюдающим оттуда-то из-за кирпичной стены глазом, рты ракушки, оказывающиеся глазами. Постепенно сцена заполняется остатками непонятной жизни. В замкнутом пространстве сцены герои – исследователи и исследуемые одновременно. Они под прессом взглядов зрителей, друг друга, потусторонних сущностей. В этом взаимодействии, когда все действия исчерпаны, остается только покинуть замкнутое пространство. Для кого-то это оказывается плевым делом, кто-то задыхается, теряя свободу камеры, кого-то пугает сама мысль о свободе.  

Каждый спектакль уникален. Это наглядно подчеркивает «Паноптикон», потому что, как думается, невозможно точно так же повторить изгибы рук и ног, вздуть вены и налить воды ровно столько же. Определения давать глупо: европейский авторский театр, синтетический, где все построено на многосложных не всегда понятных образах. Такая эстетика. Впрочем, полновесных зерен много и, наверняка, какие-то из них прорастут в курганком зрителе.  

Давид Бурман: «Театр для всех»

Всегда интересно посмотреть на фестиваль со стороны. Один из таких наблюдателей, член жюри. Постоянный участник 2Мечты о полете» Давид Бурман, театральный продюсер, президент международного фестиваля «КУКART» руководитель «Интерстудио» поделился своим видением происходящего.

- Когда Курган придумал идею фестиваля, определял, куда стремиться, и это отразилось в наименовании. Формула «Мечта о полете» работает. Идеального никогда не будет, но формировать духовную основу всегда нужно с самих себя, а еще лучше с тех незатронутых, незапятнанных нашим взрослым умом - с детей.

Чем уникален фестиваль? Формой, подачей материала, и представлениями спектаклей, которые привозят на фестиваль. Есть страны, которые транслируют свое мировосприятие. С одной стороны, «Мечта о полете» показывает многогранность, с другой стороны, дает возможность представить Курган и область как непросто уникальную территорию России, а формулу духовной жизни.

Представьте ребенка, который окружен гаджетами независимо от того, где он живет, а на фестивале он попадает в живое пространство общения. Идут спектакли, и в них, как правило, заключено доброе, вечное, самое ценное, то, что является духовной основой. Не редко мы сталкиваемся с тем, что материальное – главное, чуть ли не важное. А Курган показывает, что материальное не мерило ценностей. Поддерживая и развивая творческие проекты, создается духовная аура. Есть такое понятие национальная идентичность. Она не имеет в виду сугубо «национальность», а принадлежность к народу. Русская идентичность многонациональна, в которую легко вплетаются те страны участники фестиваля. Самый яркий показатель – выступление японцев, когда огромный зал драматического театра и зрители, даже если, может быть, не понимают, если это странно и необычно, соучаствуют тем, что остаются до конца представления. Обычно ведь как? Не понял – ушел. А здесь дыхание от того, что происходит на сцене и в зале, объединяется. Это и есть стремление к высокому искусству, это показатель внутренней высокой культуры, которое не обязательно основано на знаниях и образовании.

Мы живем предметно. Нам надо обязательно все потрогать. В чем удивительная вещь театра кукол, в том, что духовная составляющая не материализованная, но ретранслируемая. Вы смотрите и думаете, что непонятно. Это как портрет Моны Лизы. Улыбка, которую каждый понимает по-своему. Театр для всех, здесь нет ограничения в возрасте, и каждый взрослый вынужден вспомнить, что он был ребенком и соприкасался с самым первым -  это с куклой.

- Объективно, Курган впервые увидел уличное шоу (Тюмень), познакомился с творчеством греческого и японского театров. Что вы еще могли бы отметить?

- В театре кукол существует более 100 систем кукол, и в этом смысле палитра фестиваля уникальна. Как минимум, было представлено 13 систем кукол. Каждый театр это своя система. Фестиваль это и уличное представление, использование потенциала презентаций в библиотеке и музее. Плюс партнерство с драматическим театром и филармонией. Происходит вовлечение в единое культурное пространство. Для меня как продюсера основной показатель - наполняемость зала. Можно долго рассказывать о духовности. Но если зал пустой, то ее просто нет. Еще один бонус, у вас очень креативные руководители города и региона. Воспринимают культуру не абстрагировано, мол, мы ее будем потреблять. Они внутри, мы видим представителей власти на спектаклях и мероприятиях. Сейчас власть не просто заинтересовалась, но проявляет инициативу. И вполне возможно, что все-таки построит театр. Здесь вариантов других нет для стратегии развития. И мы слышим, как руководители мыслят стратегически.   
- С точки зрения продюсера, есть ли еще что-то, что в фестивале надо подкрутить, подвинтить?

- Сейчас фестиваль пришел к тому моменту, когда ему места мало. Мы пришли к той точке, когда духовные инвестиции фестиваля притянут инвестиции другого порядка. И я уверен, что через три года будет новое здание, еще, может, не полностью готовое. Но это очевидно. Это будет не только праздник, это и вектор развития культурно-событийного туризма. Ведь на фестиваль приехало много людей из Екатеринбурга. И Тюмень, и Челябинск просто ломятся на курганский фестиваль.

Алексей Гончаренко: «Редкое соотношение»

Еще один эксперт, с которым мы пообщались на фестивале -  член жюри, театральный критик Алексей Гончаренко, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ.

- Театр кукол важен. На фестивале мы видим разные эстетики, разные подходы. Я давно не помню у нас международных фестивалей, где было бы такое соотношение российских и не российских театров.  «Гулливер» двигается в правильном направлении. Здесь в последнее время работает много режиссеров из разных стран, с разными школами. И не зря «Эдип» номинируется на «Золотую маску».

- Если говорить о детских постановках?

- Среди театров для детей на фестивале выделяется «Ленка», спектакль который представила труппа из Польши. Это не очередная «Золушка». Постановка решает вопросы социализации ребенка. Вообще достаточно хорошая тема для детской литературы. Причем современная детская литература существует, просто мало в ту сторону смотрят. Ведь часто продать легче билеты на знакомый сюжет.

- На вас как члена жюри какие работы произвели впечатление?  

- Япония интересна, прежде всего, своей философией и философским театром, не всегда кукольным в нашем привычном понимании. Спектакль интересен и сложен для восприятия и по ритму и по теме. Сложный материал предлагает Михаэль Вогель. И здесь можно говорить об очень важном разговоре со зрителем, говорить об авторском театре. Потому что все вместе: режиссер, художник, актер сам сочиняет историю, сам выступает. И мы видим контакт и диалог, принимать эту эстетику или нет, но когда появляется кукольник, происходят вещи, которые трудно предсказать. В России, кстати, авторских театров очень немного.   

Так же Алексей выделил ряд показательных для фестиваля моментов. Среди них работа с технологиями. Так курганский зритель увидел редкий сегодня теневой театр с оригинальным решением в спектакле «Василиса Прекрасная» (Кемеровский театр кукол имени Гайдара). Оригинальные авторские куклы представлены театром из Болгарии («Любовь к трем апельсинам»). Очень ярким на фестивале было эстрадное направление чемодан-дуэтом «Квам». Это очень классно сделанные номера.

Кто лучший?

Фестиваль настолько разнообразный, что даже жюри, бесспорно, выделяя некоторые постановки. Несмотря на специальные дипломы, которого, кстати, удостоен и спектакль «Гулливера» «Panopticon», только четыре коллектива получили главные призы. В тесном и душном, но радушном зале театра кукол награды под шуточки и прибаутки вручал председатель жюри, народный артист России Станислав Железкин. Приз за режиссуру достался Ката Ксато (Венгрия) за спектакль «Ленка» (Польша, Белосток). В номинации лучший художник отмечена постановка «Василиса Прекрасная» (Кемеровский областной театр кукол имени Гайдара). Лучший актерский ансамбль – знакомые курганцам Михаэль Вогель и Шарлотта Вильде (Германия) за спектакль «Сплин». Громом оваций встречал зал японских актеров, чьи спектакли «Хатенаси» и «Рассказы памяти» удостоены Гран-при.

Остается только гадать, какой будет новая «Мечта о полете», в какие страны занесет курганского зрителя фестиваль, чем удивит и очарует. Помечтаем, ведь мечтать не вредно.

Ещё новости о событии:

Он привёз в Курган так называемый "настольный театр". Каркас автор взял с собой из Германии, а вот кукол и другой реквизит изготовили у нас.
12:37 27.05.2014 ГТРК - Курган
 На сцене Курганского театра кукол «Гулливер» вновь будет постановка зарубежного режиссера.
16:10 23.05.2014 Область 45 - Курган
Нажмите, что бы увеличить - Газета Новый мир
Мы завершаем рассказ о III Международном фестивале «Мечта о полете». Кажется, только вчера по улицам нашего города прогуливались делегации из Азербайджана, Турции, Японии, Чехии, но вот театр опустел, стихли голоса,
15:43 23.05.2014 Газета Новый мир - Курган
 
По теме
В матче №6 с огромным количеством неоднозначных моментов уступили «Нефтянику» и завершили свое выступление в этом сезоне.
 Лишь одно изменение в составе у нас по сравнению с предыдущим матчем серии – в обороне вместо Кирилла Стеклова сыграет Кирилл Цулыгин.
  С 22 по 24 марта 2024 года в городе Челябинске прошли Всероссийские соревнования среди юношей и девушек 12-17 лет по рукопашному бою, посвященные памяти сотрудника ФСБ России Дмитрия Минова.
В матче №6 с огромным количеством неоднозначных моментов уступили «Нефтянику» и завершили свое выступление в этом сезоне.
ХК Зауралье
В Кургане утонул рыбак - Новый мир Фото из группы «Спасатели Кургана» в соцсети «Вконтакте». На реке Черная в 11 микрорайоне Кургана рыбак ушёл под лёд.
Новый мир
Курганцев предупреждают о возможном половодье и пожароопасном сезоне - Курган и курганцы Проводятся рейды по семьям, находящимся в социально-опасном положении В преддверии возможного половодья и пожароопасного сезона в Кургане сотрудники отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану,
Курган и курганцы