Откуда появился обычай надевать страшные маски и пугать друг друга?

Откуда появился обычай надевать страшные маски и пугать друг друга?
Фото: nm45.ru

Страшно и весело. Калейдоскоп традиций.

Обычай надевать страшные маски и пугать друг друга существует у многих народов. Славяне делают это на Святки, европейцы и американцы на Хэллоуин. Откуда же взялись столь странные традиции, и есть ли у них общие корни?

Истоки Святок в языческом прошлом славянских народов. Изначально они были посвящены встрече нового солнечного года, возрождению природы, началу цикла сельскохозяйственных работ. Ну и, естественно, поминовению и почитанию предков, которые, если ублажить, потустороннего мира поспособствуют хорошему урожаю. Одновременно люди прощались с холодной зимой и силами тьмы.

Хэллоуин происходит от кельтского праздника Саймон, тоже означающего окончание года. Однако кельты, отмечавшие его в конце октября, считали, что уходит светлое время и наступает темное. Впрочем, и они в этот день поминали усопших, веря, что на одну ночь стираются грани между мирами, и души удовлетворенных сородичей оградят их от нашествия нечистой силы.

Сегодня мало кто знает, что слово "колядовать" происходит от имени солнечного божка Коляды, сеющего вокруг себя мир и дружбу. Народы, почитающие его, всегда жили в согласии и добрососедстве. Но был у него и личный враг - Чернобог, распространявший злобу, агрессию и побуждавший постоянно ссориться.

Сладость или гадость

На Руси в первые дни после Рождества дети в костюмах ангелов или воинов ходили по домам, выпрашивая сладости, пироги и мелкие монетки.

Не угостившие детвору рисковали навлечь на себя всякие неприятности в наступившем году.

В Америке и Европе на Хэллоуин тоже существует обычай, называемый Trick-or-treat (сладость или гадость). Хозяева, не одарившие ребятишек конфетами, пирожными или деньгами, вполне могут обнаружить ручку двери или крыльцо вымазанные сажей, а то и чем похуже. Однако если у нас дети всегда изображали лишь светлых героев, то на Западе до сих пор, наряду с костюмами ангелов и добрых фей, распространены одежды вампиров, ведьм, оборотней и прочей недобрых персонажей.

Уходи, Бука!

После принятия в нашем отечестве христианства появилось поверье, что Бог, радуясь рождению сына, выпускает из преисподней всякую нечисть и дает ей возможность несколько дней свободно гулять по свету. Первыми появляются святочницы — безобразные, с ног до головы покрытые волосами, они не умеют говорить, только поют и пляшут. Встречи с ними крайне опасны: длинными острыми ногтями они могут "заколупать" человека до смерти. Однако святочницы — существа женского пола, им не чуждо кокетство, потому ночной путник, попавшийся им в лапы, имеет реальный шанс откупиться бусами, яркими лентами, серьгами и другими украшениями.

Не менее грозен уродливый Бука, он замучает загадками, не ответишь на них, останешься в его сетях навсегда, разгадаешь — Бука тут же исчезнет.

В Германии, Австрии и северной Италии перед Рождеством по улицам ходят крампусы. Вид их ужасен, однако они, оказывается, первые помощники Санта Клауса. Своими страшными одеяниями и масками эти существа отгоняют призраков зимы. Непослушных детей крампусы наказывают розгами, вместо подарков вручают уголь, да еще так и норовят вымазать им лицо озорника, чтобы все вокруг видели, какой он непослушный. В России на Святки тоже принято было мазать лица углем, делалось это, чтобы колядующих никто не узнал, ни соседи, ни злые духи.

Крест и шиповник

На Святки любое действие надо начинать благословясь, даже смотреть в окно лучше предварительно перекрестившись. А вдруг там караулит злая сила? Тогда, встретившись с ней взглядом, можно сойти с ума. Впрочем, на окнах, на дверях, на чердаках и в подвалах наши предки загодя, уже в Сочельник, рисовали кресты, чтобы препятствовать появлению всякой нечисти.

Крестом ограждают себя от злых сил и христиане-европейцы. Благодаря кресту избежал ада и кузнец-пьяница Джек, именем которого теперь назван знаменитый светильник из тыквы, указывающий в Хэллоуин путь заблудшим душам.

Удмурты, ограждая свой дом от неприятных сожителей, втыкали ветки рябины, пихты или можжевельника в оконные и дверные проёмы. Считалось, что нечисть в них застревала и не могла выбраться. Периодически эти обереги сжигали и развешивали свежие.

Вепсы и ненцы отгоняли потустороннюю силу клыками и когтями медведя. Поморы защищали себя поясами со специальным орнаментом. Как и украинцы, они считали, за очерченный круг никакая нечисть пробраться не в силах. Армяне сажали пионы, полагая, что злые духи убираются из тех мест, где растут эти прекрасные цветы. Марийцы отгоняли нечистую силу шиповником и чертополохом.

Кабардинцы, балкарцы, черкесы и карелы против демонологических существ использовали металлические предметы с острым наконечником - ножи или иголки. Клали крест-накрест две иглы под коврик при входе в дом, вбивали снаружи в дверь гвозди в форме треугольника, обращенного вершиной к небу. У окон и вентиляционных отверстий острием вверх устанавливалинож или шило. Считалось, что при попытке злых духов попасть внутрь помещения они уколются и непременно убегут.

Оберег - подкова

Железная подкова приносит не только благополучие, но и защищает от потусторонних жителей. А если нашли ее на дороге, точно к деньгам!

Существует почти интернациональная легенда: к кузнецу явился дьявол в облике лошади и стал соблазнять мастера на черные дела. Но тот не поддался и, более того, подковал "рогатого", а чтобы нечистый помнил науку, больше в кузню показываться не смел, на ворота повесил подкову. С тех пор стали люди прибивать их на двери своих домов, отпугивая нежить. Только защищаясь, вешают подкову рогами вниз, а приманивая удачу и благополучие - вверх.

Шуба на изнанку

Из дома на Святки особенно с наступлением темноты предки славян выходили в страшных масках и вывернутой на изнанку одежде, чтобы злые духи при встрече приняли прохожего за своего и не тронули. Особенно популярны были образы козы, медведя, кикиморы, покойника, старика или старухи, цыганки. Изготавливались они быстро, из подручных, имеющихся в любом хозяйстве материалов: бересты, картона, соломы, лоскутков. Маски эти никогда не хранили, их сжигали или выбрасывали сразу после Крещения, а на будущий год делали новые.

Обличия считались нечистыми, хранение их в избе наверняка привело бы к серьезным несчастьям, однако, закрывши лицо, можно было позволить себе поступки, невероятные в обычном костюме. "Ох уж эти святки, с них и взятки гладки"! Но в Крещенскую ночь бывший ряженный должен был обязательно искупаться в проруби или, на крайний случай, окропить себя святой водой, дабы смыть все святочные грехи.

Справедливости ради надо отметить, что маски было принято одевать не только на Святки. В них бегали за масленичным поездом, а еще носили в русальную неделю перед Петровым постом.

Самые смелые европейцы до сих пор на Хэллоуин отправляются в одежде на изнанку на перекресток дорог, надеясь повстречать там ведьму и попытать ее о своем будущем, а брюки, куртки, юбки выворачивают для того, чтобы нечистый дух не догадался, кто именно перед ним стоит.

Подготовила Татьяна Маковеева.

 
По теме
Пчелы - это не только ценный мёд - Газета Куртамышская нива Жидкое золото Куртамышского округа Снег грудится высокими намётами, кое-где, под желтобокими соснами, он вырван затяжными ветрами.
Газета Куртамышская нива
Пожилые люди не должны быть одиноки - Газета Куртамышская нива Новые формы социального обслуживания граждан пожилого возраста В нашем округе достаточно много пожилых людей, и, к сожалению, иногда они остаются совсем одни.
Газета Куртамышская нива
Судебные приставы пресекли побег пациента курганской психоневрологической больницы - УФССП Судебные приставы по ОУПДС Азамат Байсакалов и Юрий Сербиенко помогли сотруднику Курганской областной психоневрологической больницы предотвратить побег пациента после заседания суда.
УФССП
В селе  Прилогино  Лебяжьевского муниципального округа  установят новый модульный фельдшерско-акушерский пункт Работа по совершенствованию оказания первичной медико – санитарной помощи населению Курганской области продолжается.
Петуховская ЦРБ
О чём писала газета - Газета Куртамышская нива Вспоминаем историю Газета «За изобилие» от 22 марта 1975 года №3                                   Профсоюзная жизнь.
Газета Куртамышская нива