Масштаб события, изменившего жизнь миллионов людей, осознается вполне лишь спустя годы. Но, даже выполняя социальный заказ своей эпохи, художник остается человеком, личностью: его талант, его темперамент и мастерство, его видение истории определяют выбор жанра, угол зрения и творческий результат
«Броненосец «Потемкин»
«Броненосец «Потемкин» и сегодня в рейтинге выдающихся кинолент всех времен занимает первую строку — по справедливости.
Сергей Эйзенштейн, снимая свой бессмертный фильм «Броненосец «Потемкин» 1925 года, навсегда впечатал в память человечества одесскую лестницу и детскую коляску, штыки и сапоги, лица матросов и палубу восставшего броненосца и красный флаг в черно-белом кадре. Не сама революция, но ее побудительная сила во весь рост встала перед зрителем, и он осознал, что кино может перевернуть сознание человека, что один кадр может порой сказать — без перевода — больше, чем любое слово… Монтаж, ритм, герой‑масса, крупный план, точная метафора — это язык кинематографа Эйзенштейна и его команды (оператор Эдуард Тиссэ). Этот фильм и сегодня в рейтинге выдающихся кинолент всех времен занимает первую строку — по справедливости.
Документальные кадры кинохроники в финале фильма времен гражданской войны вплотную приближают нас к живой истории Отечества
Чем дальше по времени от нас уходит историческое событие, тем больше обрастает оно мифами и легендами, деталями и подробными свидетельствами очевидцев, иногда почти фантастическими, но перспектива исторического контекста позволяет понять и осмыслить значение для каждого отдельно взятого человека, то есть для живых людей, того, что произошло. Приходит время анализа и пристального взгляда в прошлое «с высоты сегодняшних дней».
Нельзя отказаться от истории своего отечества, какой бы она ни была, и мы повторяем слова поэта «Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем». Удивительно живой и человечный фильм режиссера Евгения Карелова по сценарию Фрида и и Дунского «Служили два товарища» (1968 год). Ни от одного героя из этого фильма я не смогла бы отречься — ни от ротмистра Брусенцова (в блестящем исполнении Владимира Высоцкого, ни от недавнего студента, бойца Некрасова, ни от сурового его товарища и помощника (Олег Янковский и Ролан Быков создали немыслимо, парадоксально неразделимый дуэт из двух столь несхожих личностей). А документальные кадры кинохроники в финале фильма времен гражданской войны вплотную приближают нас к живой истории Отечества. Их невозможно смотреть без волнения.
Фильм основан на исторических документах и высвечивает логику развития дальнейших событий не только 20‑х или 30‑х годов, но и более позднего времени.
Еще одна попытка крупным планом показать те реальные проблемы, которые пришлось решать победителям в первые годы советской власти, — рассказ об одном дне лета 1918 года.
Фильм Юлия Карасика «Шестое июля» повествует в напряженном психологическом ритме о левоэсеровском мятеже. Как всегда в фильмах режиссера Карасика, атмосферу определяет не только крепкий сценарий (Михаил Шатров), но и яркие актерские работы Аллы Демидовой (лидер левых эсеров Мария Спиридонова), Армена Джигарханяна (ее сподвижник), Юрия Каюрова (Владимир Ленин).
В истории киноленинианы это один из самых драматических моментов, который позволяет оценить стремительность принятия Лениным решений, приведших к быстрому разгрому опасного и серьезного противника. Фильм основан на исторических документах и высвечивает логику развития дальнейших событий не только 20‑х или 30‑х годов, но и более позднего времени.
«Комиссар»
В 1988 году на Берлинском международном кинофестивале фильм «Комиссар» был удостоен приза «Серебряный медведь».
Александр Аскольдов снял в конце шестидесятых (1967 г.) фильм «Комиссар». Фильм‑метафора, в котором органично соединился замечательно живой и реальный Ефим — герой Ролана Быкова и почти монументально значимая фигура комиссара Вавиловой — Нонна Мордюкова.
Выразительная мощь метафорического киноязыка Александра Аскольдова была оценена лишь двадцать лет спустя — в 1988 году на Берлинском международном кинофестивале фильм «Комиссар» был удостоен приза «Серебряный медведь».
О двух разных мирах, о двух разных не схожих ни в чем, лишь во времени прихода в жизнь, художниках фильм «Шагал, Малевич» (2013 г.). Режиссер Александр Митта попытался изнутри расшифровать язык, стилистику каждого из них и включить ее в поле нашего сознания.
После перестройки и «лихих девяностых» кто сегодня снимет фильм о революции? Заказа от государства нет, а мог бы быть, однако, к юбилею. Наши дни и труды далеки по преимуществу от революционной тематики. Хотя время собирать камни так близко. И только искусство авангарда, свободно перешагнувшее границы нашего государства, европейских стран, обеих Америк, продолжает оставаться той загадкой, которую каждый должен попытаться разгадать сам.
О двух разных мирах, о двух разных не схожих ни в чем, лишь во времени прихода в жизнь, художниках фильм «Шагал, Малевич» (2013 г.). Режиссер Александр Митта попытался изнутри расшифровать язык, стилистику каждого из них и включить ее в поле нашего сознания.
Это попытка увидеть революцию глазами художников, может быть, самых известных из России XX века. Что получилось, зритель оценит сам.
Отдельная детская пятёрочка фильмов
Не будем забывать, что в СССР была создана первая и, некоторым образом, до сих пор единственная киностудия, ориентированная на детский кинематограф.
Наш канал в Telegram Группа ВКонтакте Все новости Любовь Кочарина